Постоянные читатели

среда, 23 февраля 2011 г.

ИСТОРИЯ ZEISS IKON



История Zeiss Ikon начинается в 1926 году со слияния четырех крупных германских фотографических фирм: Contessa-Nettel из Штуттгарта, Ernemann Werke из Дрездена, Goerz из Берлина  и Ica из Дрездена. "Мотором" этого слияния был концерн Carl Zeiss, в то время крупнейший производитель линз и объективов, стремившийся таким образом упорядочить сбыт своей продукции, отсюда первая часть названия. Вторая часть "Ikon" образована из названий двух компаний Ica и Contessa-Nettel таким образом, чтобы по звучанию совпадать с греческим словом "eikon" - образ. В течение следующих пятнадцати лет новая компания выпустила на рынок ряд революционных продуктов и навсегда вошла в историю фотографии. Ко времени образования новой компании фоторынок готовился к большим изменениям: камеры с пленкой в виде рулонов стали вытеснять традиционные модели с фотопластинками. А за год до образования Zeiss Ikon произошло  другое важное событие, о котором речь пойдет ниже.



Влияние Leica и Kodak на развитие фотографии.

В 1925 году компания Leica вывела на рынок камеру в "малом" 35 мм формате. Хотя жизнь обладателей первых леек была трудна - не было дальномера и и фотограф должен был сам нарезать и сворачивать пленку в рулоны в полной темноте перед заправкой в камеру, все же появившаяся возможность отснять 36 кадров за раз оказалась весьма заманчивой. Кроме того, это была первая камера, способная поместиться в кармане  пиджака и она имела огромную популярность. Это не осталось незамеченным и в  1932 году Zeiss Ikon выпустил камеру Contax.
Она была достаточно громоздка, не могла работать с длинными выдержками и имела два видоискателя - один для фокусировки и один для композиции. Однако дальномер с длинной базой и набор суперрезких объективов Carl Zeiss Jena впервые позволил конкурировать с Leica. Постепенно появлялись новые версии оригинального Contax с различными усовершенствованиями как, например, расширенный диапазон выдержек. Фотографам еще приходилось вставлять свернутую в рулоны пленку в специальные бронзовые кассеты перед заправкой камеры, и эргономика была не на высоком уровне. Затвор закрывался с силой, гораздо большей, чем это было необходимо и фотографам приходилось крепко держать камеру, чтобы получить резкий снимок. Стандартный объектив Tessar позволял легко засунуть камеру в карман, хотя она была тяжелей и объемней чем Лейка. Таким был первый конкурент Лейки.
        Следующий гигантский шаг в развитии 35 мм фотографии совершила компания Eastman-Kodak в 1934 году. Kodak Retina был первым массовым фотоаппаратом, в котором использовалось изобретение Kodak - картридж для пленки, который широко используется и сейчас и который можно заряжать в камеру при дневном свете. Zeiss Ikon использовал и это изобретение и в 1936 году был анонсирован Contax II - камера, затмившая Лейку. Новый корпус, черты которого явственно прослеживаются в возрожденном Zeiss Ikon наших дней, объединенный дальномер-видоискатель, опередивший Лейку на два десятилетия. Крошечный видоискатель Контакса I был заменен на большой и яркий, полностью переработана эргономика
.
Для зарядки пленки фотограф мог по прежнему использовать кассеты Zeiss Ikon и применять в них свои собственные эмульсии или заряжать готовые картриджи Kodak. Перемотка пленки стала рутинной задачей - нужно было нажав и удерживая кнопку внизу камеры, поворачивать рычаг перемотки, а при использовании кассет перемотка вообще не требовалась - при съемке пленка просто перемещалась из одной кассеты в другую. Камера по прежнему была оснащена дальномером с длинной базой, обеспечивавшем точнейшую фокусировку. С объективами 50 f/2.0 Sonnar, 35 f/2.8 Biogon и высокоскоростным 50 f/1.5 Sonnar фотограф мог контролировать любую ситуацию. Развивался набор объективов Carl Zeiss Jena, вершиной которого стал спортивный телеобъектив 180 мм f/2.8 Olympia Sonnar, выпущенный к началу Олимпийских Игр в Берлине 1936 года.  Таким образом, Contax II занял свое место как одна из двух лучших фотокамер мира. Вскоре появился и Contax III со встроенным экспонометром. К камерам прилагалась обширная линейка объективов и аксессуаров. Contax II и  III составили достойную конкуренцию предволенной Лейке. В 1935 Zeiss Ikon запатентовал просветление линз. К 1939 году благодаря более развернутой системе объективов и аксессуаров система Contax считалась более "профессиональной" чем Лейка. А тем временем мир подошел к поворотному пункту в своей истории - 2й мировой войне.  Знаменитый фотограф Роберт Капа снимал Контаксом II высадку союзников в Нормандии в 1944 году. Контаксом сняты и знаменитые фронтовые фотографии Дмитрия Бальтерманца "Горе" и "Чайковский". Ниже будет описано, как в результате этой войны в истории Контакса и Цейсса появился Советский Союз.
Contax IIa и Киев.

В последние два года Второй Мировой Войны завод Zeiss Ikon в Дрездене, на котором производились дальномерные Contax II, подвергался ожесточенным бомбардировкам союзников, в результате чего были уничтожены не только производственные линии, но также и комплекты чертежей, новые проекты и прототипы новых камер.  Однако часть производства сохранилась, а некоторые элементы производства и копии документации сохранились  на предприятии Carl Zeiss Jena. В ноябре 1945 года советские оккупационные власти приняли решение о начале производства Контаксов в Советском Союзе на оборудовании Carl Zeiss, вывезенном в качестве военных репараций.  "Новую" камеру предполагалось назвать "Волга". Поскольку действующего производства в разоренной войной Германии не осталось, было решено воссоздать его на предприятии Carl Zeiss в Йене, чтобы после наладки перенести его в СССР. В феврале 1946 года линия в Йене была налажена и после выпуска пробных партий Контаксов до 98% оборудования было перевезено в СССР. В 1947 году название "Волга" было сменено на "Киев" и при участии немецких инженеров начато производство. Маркировка деталей на ранних версиях "Киева" сохранилась немецкая, что означает, что первые партии фотокамер были собраны в СССР из немецких комплектов. Дальномерный "Киев" с незначительными модификациями выпускался в Советском Союзе до 1985 года! Так как "Киев-2" и "Киев-3" являлись почти точной копией довоенных Contax II и Contax III, то можно сказать, что дальномерный Контакс выпускался в течение 50 лет - единственная камера в истории фотографии!
   После вывоза оборудования из Германии, производство дальномерных камер в Дрездене было прекращено. Однако в Западной Зоне оккупации оставался Zeiss Ikon в Штуттгарте, который практически не пострадал. Правда, инженеры в Штуттгарте не имели части технический документации и в их распоряжении не было мощостей  Zeiss в Восточной Германии, на которых производилось оборудование для производства камер. До войны Zeiss Ikon Stuttgart производил только среднеформатные камеры Nettar, Ikonta и Super Ikonta.  В результате им пришлось заново разрабатывать документацию и с нуля строить производство. Поэтому производство западногерманского Contax IIa запоздало до 1951 года. Отличался он несколько меньшими размерами и усовершенствованным затвором. Через два года последовал Contax IIIa с экспонометром. База дальномера стала несколько меньше, хотя и осталась длинней, чем у Лейки. Однако традиционный соперник не дремал и в 1954 году появилась Leica M3 - следующее поколение дальномерных камер. Конечно, это был огромный шаг вперед по сравнению с Leica III f, g и Contx IIa и IIIа. Однако еще более 6 лет дальномерный Contax успешно соперничал с Leica за счет существенно более широкой линейки аксессуаров и лояльности пользователей. В это время на другом конце земного шара в оккупированной США Японии компания Nippon Kogaku начала производство дальномерной камеры - упрощенной копии Contax. Это и был будущий Nikon.

Послевоенное развитие. Зеркальные камеры: Contax S, Contaflex и Contarex.
Основные недостатки дальномерных камер были заметны еще в 30х годах. Предпринимались различные попытки бороться с этими недостатками. Для телеобъективов были разработаны зеркальные адаптеры Flektoskop, крепившиеся на байонет фотокамеры и позволявшие фокусировать изображение как в зеркальных камерах.
Первая зеркальная камера - Exakta VP была выпущена в Германии в 1933 году, за ней через 3 года последовала первая 35 мм зеркальная камера Kine Exakta. Однако перед войной зеркальные камеры большого распространения не получили.
После войны производство камер в Дрездене, как говорилось выше, было почти полностью разрушено и город оказался в оккупационной зоне Советского Союза. Уцелевшее оборудование было вывезено в Советский Союз в счет репараций и восточной части концерна пришлось начинать с нуля. Восточная часть Германии была почти полностью разрушена войной и тем более удивительно, что именно в ней, хотя и на основе предвоенных разработок,  в 1947 - 1948 годах была разработана революционная зеркальная камера Contax S.  В отличие от Exakta с ее замысловатой конструкцией, это была именно та зеркальная камера, как мы знаем ее сейчас - с пентапризмой, затвором в фокальной плоскости и резьбовым креплением объективов.




По размерам Contax S и Contax II почти одинаковы и в конструкции их много общего. Впервые Contax S был показан на выставке в Стокгольме в 1949 году, когда до выпуска дальномерного Contax IIa оставался год. Версия S была довольно ненадежной камерой и вскоре последовали модификации D и F. В середине 50х годов отношения между западной и восточной частями концерна в соответствии с общей политической обстановкой резко ухудшились и в результате нескольких судебных процессов право на торговую марку Zeiss Ikon осталось за западной частью в Штутгарте и Оберкохене. Начиная с поздних выпусков Contax D именовался Pentacon (Pentaprism+Contax). Кстати, марка Pentax тоже ранее принадлежала Дрезденской компании и была в 1954 году продана японской компании Asahi Optical.
В западной части концерна в 1953 году была разработана зеркальная камера Contaflex. Эта камера не претендовала на верхний сегмент рынка - там царили Contax IIa и IIIa со своей системой объективов. Contaflex изаначально был нацелен на сегмент продвинутых любителей, который к середине 50х годов составил значительную часть покупателей камер. Contaflex  - камера с несменной оптикой и центральным затвором (расположенным не в фокальной плоскости, а внутри объектива)

.

Это была простая и надежная конструкция с TTL видоискателем, 4х-элементным объективом 2.8/45мм Tessar и центральным затвором Synchro-Compur с диапазоном выдержек B - 1/500 с. Камера быстро завоевала любительский рынок по обе стороны Атлантического океана. Привлекала покупателей и цена в 169 долларов, которая составляла меньше половины стоимости Contax IIa. Вскоре появилась модификация Contaflex II со встроенным селеновым экспонометром. В 1956 году появились модели III и IV соответственно, с экспонометром и без него. У них был новый объектив -  50 мм f/2.8 с возможностью замены передних элементов. Это дало возможность использовать сменную оптику и вскоре были выпущены сменные объективы 35 мм f/4, 85 мм f/4 и с 1961 года 115 мм f/4 и стандартный объектив для макросъемки в масштабе 1:1. Эти объективы выпускались в Оберкохене и назывались Pro-Tessar.


Западная Германия

 

В Западной Германии Zeiss Ikon AG был переименован в Zeiss IKON Büromaschinen GmbH и располагался в Штутгарте. В 1950 году началось строительство завода в Киле и восстановление завода в берлинском районе Зелендорф.
В середине 1960-х годов Zeiss Ikon слился с компанией Voigtländer, которую контролировал Фонд Carl-Zeiss с 1956 года. Компания выпускала фотоаппараты Icarex 35, Bessamatic, Ultramatic и Contarex. В Штутгарте производились экспонометры Ikophot.
В 1970 году производство объективов было переведено в Брауншвейг, а производство фотоаппаратов осталось в Штутгарте. В 1972 году был закрыт завод в Штутгарте, производство фотоаппаратов прекращено. Часть промышленного оборудования и технологий перешло компании Rollei. Rollei возобновил производство фотоаппаратов Contax совместно с японской компанией Yashica.
До 1988 года Zeiss Ikon AG производил лампы. В 1989 году компания Zeiss Ikon AG была поглощена финской компанией Abloy Oy. Компания была переименована в IKON AG. В настоящее время компания принадлежит финско-шведской группе Assa Abloy.

После объединения Германии

 

После объединения Германии VEB Pentacon был преобразован в Pentacon GmbH. В 1991 году VEB Pentacon Dresden был ликвидирован, его активы переданы Schneider Kreuznach.
В январе 2003 года IKON AG был преобразован в IKON GmbH.
В 2005 году возобновилось производство дальномерных фотоаппаратов под брендом Zeiss Ikon. Разрабатывает камеры Zeiss Ikon, производит японская компания Cosina.

10 комментариев:

  1. Ретро-аппараты вызывают чувство некой грусти.
    И да, шикарная картинка в заголовке блога)

    ОтветитьУдалить
  2. Читаю с удовольствием за чашкой утреннего кофе, надеюсь взаимно:3

    ОтветитьУдалить
  3. Целая Легенда о этих аппаратах, кажется), достойно.

    ОтветитьУдалить
  4. А как сейчас себя чувствует Карл-цейсс?

    ОтветитьУдалить
  5. >производит японская компания Cosina
    виабу везде

    ОтветитьУдалить
  6. Даже и не представлял себе, что у фотоаппаратов есть такая богатая история!

    ОтветитьУдалить
  7. Фотики шикарные для тех времён.

    ОтветитьУдалить
  8. Настоящие куски мастера.

    ОтветитьУдалить